О начале человеческой жизни

30 марта 2015 О начале человеческой жизни

Научный сотрудник кафедры эмбриологии МГУ Александр Молчанов рассказывает о научном подходе к внутриутробному развитию человека, биоэтике, возможностях и опасностях современных медицинских биотехнологий, таких как ЭКО, стволовые клетки.

— Вы являетесь членом «Объединения православных ученых». Что это за Объединение, насколько обширна его деятельность?

— Это молодое Объединение, ему всего два года. Его членами являются в основном сотрудники медицинского университета в Воронеже. Есть также филиалы в других городах, в том числе в Москве.

Основным направлением данной организации является публичная деятельность. Мы, как ученые, должны высказывать истинную точку зрения. Вторая задача — участие в собраниях и совещаниях, которые организует Православная Церковь, где мы вносим ясность в современные технологии. Мы присутствовали на Всемирном Русском Народном Соборе, делали свои доклады на Рождественских чтениях, иногда участвуем в менее значительных мероприятиях, даем интервью и так далее. В-третьих, мы даем возможность студентам публиковать свои статьи без эволюционной парадигмы. В научном сообществе она сейчас тоже не поддерживается, но так как другой парадигмы нет, то большинство ученых вынуждены ссылаться на некоторую эволюционную шкалу. Если студент имеет желание высказать свою точку зрения вне зависимости от теории эволюции или придерживаться креационистской концепции, у него есть возможность опубликовать такую статью в нашем «Вестнике».

— Вы являетесь одним из авторов книги «Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике». Эта книга затрагивает такие острые вопросы, как начало человеческой жизни, аборты, экстракорпоральное оплодотворение и другие. Давайте попробуем доступным языком рассказать об этом нашим зрителям. Что наука считает началом человеческой жизни?

— С точки зрения биологической науки ответ очевиден: это момент объединения генетического материала двух половых клеток — яйцеклетки и сперматозоида. Материал объединяется, образуется общее ядро зиготы — первой клетки нового организма.

Однако в современной науке есть и другая точка зрения. На Западе сейчас принято считать началом жизни организма человека тот момент, когда уже группа клеток внедряется в тело матери. Это происходит примерно на седьмой день. Раньше эмбрион начинали считать человеком приблизительно с 12-й недели, когда развивается нервная система. Также всегда существовала точка зрения, что плод становится человеком только после рождения. Но в данном случае мы уходим от научной биологической точки зрения к неким другим наукам.

— Можно чуть подробнее об этих этапах развития? Что происходит до седьмого дня?

— Удивительно, но первые семь дней своего развития эмбрион проходит через яйцевод и он никак телесно не связан с организмом матери. После того, как первая клетка (зигота) образуется, она начинает делиться. Количество клеток на седьмой день после этих процессов составляет от 20 до 40, это называется состоянием бластоцисты. Именно в таком состоянии организм человека внедряется в тело матери, и дальнейшие 9 месяцев развития проходят у них совместно, но без обмена кровотоком.

— В чем выгода ученых, которые отстаивают точку зрения о начале человеческой жизни только на седьмой день?

— К сожалению, приходится говорить именно о выгоде, потому что научных фактов, подкрепляющих эту точку зрения, нет. Процесс развития человека непрерывен с самого начала (объединение двух генетических материалов) до конца (то, что сейчас считается смертью мозга).

Эти первые несколько дней интересны с точки зрения технологии и перспектив использования этих клеток для терапии. Данные клетки уникальны тем, что в случае разделения их на несколько групп, из каждой может развиться самостоятельный новый эмбрион. Во-вторых, эти клетки могут дать начало всем последующим клеткам организма. Если мы их изымаем из эмбриона, начинаем размножать в культуре, воздействовать на них различными факторами, то можем получить для заказчика ту донорскую ткань, которую он хочет. Клетки разрушенного эмбриона будут перенесены заказчику, а в дальнейшем будут работать, как таблетка. Срок действия этой «таблетки» — от одного до трех месяцев. Эмбриональные клетки не приживаются в человеке, которому совершен перенос, и ни в коем случае не должны, иначе это приведет к раку очень тяжелой степени и очень быстрого развития.

— Речь идет о технологии стволовых клеток.

— Да. Получается, что фальсификация научных понятий, связанная с преэмбрионом, необходима клеточным технологам, потому что, производя культуру стволовых клеток, наиболее эффективных в плане производства факторов омоложения, ученые готовят хороший продукт для рынка.

— Одно дело — стволовые клетки, другое — выращивание внутренних органов человека и последующая замена ими больных органов.

— Да, это еще одна технология, и она связана непосредственно с клонированием. Вырастить орган для пересадки человеку можно при соблюдении следующего механизма: при появлении первой клетки у нее изымается ядро, и вместо него пересаживается ядро клеток того человека, кто является заказчиком органа — получился клон. Этому клону не дают развиться и на стадии преэмбриона (5–7 день) изымают из нормальной среды, разделяют на клетки, воздействуют определенными гормонами. Появляется готовая ткань, группа клеток или несколько видов различных клеток. Технологии, позволяющей самостоятельно вырастить орган, пока нет, поэтому клетки совмещают и переносят, например, на трупный хрящ гортани (поселившись на нем, клетки воспроизводят его форму), либо с помощью шприца переносят в кровь или в органы, а они находят место локализации в организме заказчика и восполняют недостаток работы того или иного органа. Но в данном случае, поскольку совершена подмена ядра, уже нет опасности, что клетки переродятся в раковые как чужеродные. Высока вероятность, что клетки не встроятся в орган и, отработав ресурс, погибнут, либо приживутся.

— Таким образом, кроме юридических и этических норм ничто не ограничивает технологии клонирования.

— К сожалению, да. Эффективность клонирования невысока, мы знаем, что из 240 с лишним эмбрионов появилась только одна овечка Долли. В дальнейшем были клонированы и мыши, и собаки, и обезьяны. Эффективность тоже была очень низкая, составляла всего несколько процентов. Эмбрионы, полученные в результате технологии клонирования, часто не удерживаются в матке той самки, которой были подсажены, и происходит выкидыш. В итоговом проценте эти случаи регистрируются как недоношенные, недоразвившиеся, то есть просто неудачные.

Та же технология без каких-либо модификаций теоретически может быть применена и к человеку. В данный момент научное сообщество не прибегает к клонированию человека, потому что пока высока вероятность получения уродств. И если уродливого щенка просто усыпляют, то с человеком, естественно, никто не будет так поступать. Нельзя использовать технологию, которая заведомо предполагает рождение организмов с патологиями. Но есликто-то захочет реализовать эту технологию в своих личных целях, у него вполне может хватить денег на заказ какой-либо частной лаборатории и, прибегнув к технологии суррогатного материнства, он сможет вырастить свою копию. По сути, это будет его однояйцевый близнец.

— То есть речь идет о создании не какого-то робота, а собственного брата, который будет намного моложе. Насколько идентичны будут эти два создания?

— С точки зрения генетики, клон — это абсолютная копия, потому что клетка взята от взрослого организма, у которого все клетки имеют одинаковый генетический материал. Это не значит, что получится копия в психическом и душевном плане — только в биологическом. И это еще одна причина для возможного злоупотребления клонированием. На эту тему уже выпущено несколько книг, даже сняты фильмы о том, как этих клонов держат в неких гетто, а затем, по мере необходимости пациента, у них берут необходимые органы.

— Получается, основной вопрос, который обсуждают специалисты по биоэтике на различных научных конференциях, звучит так: является ли творением Бога творение рук человеческих? Иначе говоря, является ли клон божественным творением? Как биоэтика отвечает на этот вопрос, какие есть взгляды?

— Единого взгляда на это, к сожалению, не существует. С одной стороны, мы можем придерживаться точки зрения Православной Церкви, которая уже говорила, что если человек родится в результате технологий клонирования, он будет признан человеком, потому что будет иметь уникальную душу. Человек не может родиться без души. С точки зрения научной биоэтики, все очень неоднозначно, но все же честная биоэтика склоняется к тому, чтобы признать человека, рожденного в результате клонирования, самостоятельным индивидуумом.

— Это открывает большие возможности с точки зрения демографического развития. Что останавливает государства от использования этих технологий?

— Внутренняя этика тех, кто руководит страной. В нашей стране клонирование запрещено. Во всем мире нельзя клонировать человека, но если из процесса его развития вычленить промежуток, когда он якобы не является человеком, тут закон не работает. Так появился термин «преэмбрион». С научной точки зрения вроде говорим о той же материи, о той же природе, а с точки зрения фальсифицированной науки и юрисдикции, если это утвердится, мы уже не будем говорить о человеке. Значит для определенных целей «это» можно будет клонировать.

— Экстракорпоральное оплодотворение — сейчас очень распространенная технология. В чем, на Ваш взгляд, состоит сложность и опасность, связанные с ней?

— Много сложностей и опасностей. Эта технология весьма неоднозначна. Первый ребенок, рожденный в результате технологии ЭКО, появился в 1978 году. Теперь эта женщина сама имеет детей, и она зачала их без применения ЭКО. С того момента ЭКО развивалось, в большинстве случаев оно приветствовалось и воспринималось как панацея в современной демографической ситуации. Достаточно посмотреть на картину в современной Дании, где 10% детей рождаются в результате применения технологий ЭКО. Слава Богу, наша страна не ставит перед собой целей и задач на эту тему, но количество тоже весомо. У нас на 2 миллиона детей около 30 тысяч рождается в результате применения технологий ЭКО (1,5%).

Опасность в том, что дети, появившиеся таким образом, отстают в развитии. 25% рождаются недоношенными, в то время как при естественном зачатии вероятность ниже в три раза. Если мы посмотрим на различные пороки в развитии, например, пороки сердца, мозга, мы опять увидим колоссальные отличия «в разы». Если оценивать состояние развития плода на предмет недостаточности кислорода (гипоксия), увидим, что 60% детей, зачатых в результате ЭКО, подвержены этому фактору. Гипоксия приводит к поражению клеток и тканей на всех уровнях. Вы сами знаете, что испытывает человек в душной комнате. Что если вы находитесь в этой душной комнате на протяжении девяти месяцев? Естественно, развиваются определенные последствия, которые затем нужно лечить. Руководитель медицинской академии однажды очень хорошо сказал, что если страна закладывает деньги на технологии ЭКО, то нужно закладывать деньги и на лечение этих детей.

— Не секрет, что господдержка этой программы очень серьезна. Чем это объясняется? Существуют ли какие-то альтернативы для решения демографической проблемы?

— Альтернативы, конечно, существуют. В первую очередь, это усыновление. У нас много сирот, которые нуждаются в родителях. Если семья хочет иметь собственных детей, ЭКО может быть показано при обнаружении ряда определенных проблем со здоровьем. Например, неразвитость труб, либо если у женщины в результате операций трубы были удалены, либо у нее матка неправильной формы. Если пациент или пациентка подверглись химиотерапии при лечении рака, то собственных половых леток у них не остается, и если они заранее их не заморозили, то иметь детей в дальнейшем они никак не смогут. Однако сейчас факторы, касающиеся состояния здоровья, при использовании ЭКО не доминируют.

— Вы столкнулись с ЭКО и на собственном опыте, расскажите, пожалуйста, об этом.

— У нас с женой получилось зачать ребенка только через несколько лет, мы тоже были подвержены различным операциям, лечению. Поясню, что ЭКО или внетелесное зачатие — это не лечение, это технология преодоления. Организму матери навязывается беременность. Есть возможность провести технологию ЭКО таким образом, чтобы вреда для здоровья матери либо не было, либо он был минимален. Но к этим способам прибегают нечасто по той причине, что они не дают клинике тех процентов успешности, которые ей нужны в отчетах.

Ребенка можно зачать даже в том случае, если женщина не подвергается гормональной стимуляции в тот самый цикл. Можно применять циклы гормональной стимуляции, для того чтобы открыть работу половой системы, если она до этого, например, никак не включалась либо была задавлена контрацептивами. К циклу, на который запланированы манипуляции, готовятся заранее в плане гормонов, питания, образа жизни, а в сам цикл гормоны не используются. В итоге яйцеклетка созревает одна. Она используется в технологии ЭКО — получается один эмбрион и подсаживается обратно матери. Женщина либо зачинает, либо нет. Вероятность успеха в данном случае составляет от 15 до 25%.

Другое дело, когда в том же цикле используются гормоны. Есть несколько протоколов использования (щадящий, нещадящий). Могут получиться не одна и даже не две яйцеклетки, а от 7 до 25. Современные врачи, конечно, пытаются уйти от слишком большого количества яйцеклеток. Представьте себе: в маленьком яичнике размером 4?3?2 см созревает до 15 фолликулов — «шариков» диаметром 2,5 см. Естественно, для тканей яичника это очень тяжело. Чаще всего, особенно если цикл потом оказывается неудачным, организму женщины нужно несколько месяцев для лечения. Но дело в том, что если получено много яйцеклеток, то получено и много эмбрионов. Для эмбриолога и врача-репродуктолога это подстраховка, чтобы операция в конечном итоге была успешной. Успех в первом цикле — это хорошая статистика, и она, к сожалению, подгоняет.

— Церковь возражает именно против излишнего использования и в том числе последующего убийства этих эмбрионов.

— Да. Те эмбрионы, которые не будут перенесены (а перенесено может быть 2, максимум 3 эмбриона с согласия матери) либо замораживаются, либо выбрасываются, либо, что еще хуже, могут использоваться как тренировочный материал для молодых эмбриологов. Если мать пишет определенное согласие, они могут быть использованы в научных целях, например, для отработки новых микроскопов, привезенных в эту клинику, либо переданы в какую-то лабораторию для наблюдений, потому что пока у нас нет индустрии использования стволовых клеток и эмбрионов.

Православная Церковь правильно выступает за то, чтобы лишних эмбрионов не было: сколько эмбрионов получается, столько и должно быть перенесено матери. Для этого цикл должен проходить с самой минимальной стимуляцией, либо без стимуляции вообще. Также Церковь выступает против того, чтобы в цикле ЭКО участвовал донорский генетический материал. Это еще одна биоэтическая задача, потому что при использовании этого материала у ребенка получается уже не два родителя, а три. Есть родители, которые являются восприемниками с точки зрения воспитания после рождения, а есть генетические родители, и они могут не совпадать с юридическими восприемниками. Более того, бывают случаи, когда у пары нет ни яйцеклетки, ни сперматозоида. В этом случае у доноров выкупается то и другое. Таким образом, генетические родители одни, а юридические восприемники — совсем другие люди. Еще может быть участник с точки зрения вынашивания, так называемая суррогатная мать. И есть вариант с привлечением шестого участника. Это новая технология английских ученых, с помощью которой пересаживаются митохондрии клетки. Считается, что митохондрия — это «электростанция», источник энергии для яйцеклетки. У пары они могут быть плохие, и в этом случае можно использовать донорские митохондрии, которые будут подсажены в яйцеклетку. Представьте, какой уровень внедрения в клетку. В нее вкалывают сперматозоида, митохондрии, и после этого мы слышим заявления, что ребенок будет абсолютно здоров, как и обычный.

Продолжение беседы в следующей программе

Ведущий: Александр Гатилин

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Источник: orthodoxy.ru

Наши друзья

  • Всероссийская программа «Святость материнства»

    Всероссийская программа «Святость материнства»

  • Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»

    Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ»

  • Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей»

    Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей»

  • Благотворительный фонд в защиту семьи, материнства и детства

    Благотворительный фонд в защиту семьи, материнства и детства

  • Институт демографических исследований

    Институт демографических исследований

  • Центр защиты материнства

    Центр защиты материнства "Колыбель" Екатеринбург

  • Ивановская общественная организация

    Ивановская общественная организация "Колыбель"

  • Центр защиты материнства

    Центр защиты материнства "Колыбель" Владивосток

  • Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»

    Общероссийское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Всероссийское родительское собрание»

  • Свердловская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганиствне и военной травмы "Инвалиды войны"

    Свердловская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганиствне и военной травмы "Инвалиды войны"

  • Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров»

    Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров»